
18.06.2025
22 июня во всех храмах Беларуси будут совершены заупокойные молитвы и в полдень позвучит колокольный звон17.06.2025
28 июня в казачьей часовне в деревне Яловица состоится богослужение17.06.2025
19 июня в Марьиной Горке состоится празднование в честь Марьиногорской иконы Божией Матери16.06.2025
Начался Петров Пост14.06.2025
Летний богословский институт приглашает всех желающих14.06.2025
Молодежная Литургия состоялась в приходе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»13.06.2025
Директор республиканского фестиваля «Благовест» поздравил медработником с профессиональным праздникомРовно на середине пути от Пасхи до Дня Святой Троицы, в среду 4-й седмицы (недели) после Светлого Христова Воскресения, Православная Церковь отмечает день Преполовения Пятидесятницы. В 2025 году он приходится на 14 мая. Что празднуется в этот день? Давайте разбираться.
День Преполовения Пятидесятницы был установлен довольно рано. Он берет начало в евангельском рассказе об участии Иисуса Христа в ветхозаветном празднике кущей. Последний был связан с воспоминаниями о временах, когда евреи во время странствования по пустыне жили в шалашах — кущах, и продолжался восемь дней. Также он назывался праздником собирания плодов, поскольку совпадал по времени с окончанием сельскохозяйственных работ. В новозаветной истории, описанной евангелистом Иоанном, в середине (преполовении) праздника кущей Иисус приходит в Иерусалимский храм, где учит собравшихся и толкует закон, да так, что люди поражаются: как Он знает Писания, не учившись? (Ин 7:15). Именно в память об этом событии Церковь установила праздник Преполовения Пятидесятницы.
Важный образ Преполовения — вода как символ благодати Св. Духа. Продолжая рассказывать об участии Иисуса Христа в празднике кущей, евангелист Иоанн пишет, что в последний праздничный день Спаситель воззвал к народу: Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой, — и далее уточняет: — Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин 7:37–39).В этом празднике соединяется радость от Воскресения Христова, которое Церковь продолжает праздновать в эти дни, и грядущего Сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы.
О воде Иисус говорит не случайно. В древний праздник кущей, который, как было сказано выше, совпадал с завершением сбора урожая, совершалась церемония изливания воды, взятой из купальни Силоам, на жертвенник Иерусалимского храма. Одновременно люди молились Богу об обильных дождях и благоприятной погоде в будущем году. Обращаясь к людям, собравшимся на праздник, Иисус переводит фокус их внимания от воды как источника физической жизни к воде как образу благодати Святого Духа, которая будет изливаться на людей, объединенных во Христе в Его Церковь. Обращая внимание на этот образ, в Преполовение Пятидесятницы церковный Устав предписывает по окончании литургии совершать малое освящение воды, а в тропаре праздника мы просим Бога «напоить жаждущую душу водами благочестия».
Образ Преполовения
Интересно, что основой для иконографического сюжета праздника Преполовения стал не описанный эпизод участия Иисуса в празднике кущей, а рассказ евангелиста Луки о паломничестве Святого семейства с 12-летним Иисусом в Иерусалим на праздник Пасхи. По окончании праздника Мария и Иосиф покинули город вместе с большой толпой паломников и только через день заметили, что Сына с ними нет. Три дня они искали Его где только можно, а затем обнаружили в храме, где мальчик беседовал на равных с учителями закона, которые дивились разуму иответам Его (Лк 2:47). На упрек матери: Чадо! чтó Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» — Он ответил: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк 2:48–49).
На иконе юный Иисус сидит на возвышении, которое напоминает трон. В одной руке Он держит свиток, другая чуть поднята вверх, что в иконописной символике указывает на беседу. Вокруг возвышения сидят учителя закона, жесты и позы которых также отражают их активное участие в общем разговоре. Чаще всего на Иисусе золотые ризы — знак Его Божественного достоинства. За возвышением видны архитектурные формы, которые символизируют Иерусалимский храм.
18.06.2025
1760 добровольцев-строителей отремонтировали 460 домов в зоне конфликта с марта 2023 года. Информационная сводка о помощи беженцам (за 19 мая — 15 июня 2025 года)18.06.2025
18 июня 2025 г. ( 5 июня ст.ст.), среда. Седмица 2-я по Пятидесятнице. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).18.06.2025
18 июня 2025 г. ( 5 июня ст.ст.), среда. Седмица 2-я по Пятидесятнице. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).18.06.2025
Техас: школьный округ запретил ученице делиться стихами из Библии во внеурочное время, но позже отменил свое решение18.06.2025
Отец Феодор Конюхов, его друзья и деревня18.06.2025
Отец Илий и его уроки